Регистрация
Справочная
Регистрация
Справочная

Современное искусство

Все о современном искусстве

Алмат Малатов: "Достоевщина хороша лишь в книгах"

08.06.2007Жу253 просмотра

Алмат Малатов на сегодняшний день является одним из самых раскрученных литературных брендов русскоязычного интернета. Сетевая известность принесла ему и массу печатных публикаций. Сначала вышел сборник рассказов "Двоичный код", затем издательством АСТ был издан роман "Кризис полудня", было несколько публикаций в сборниках. Алмат, согласно собственному определению, лицо постсоветской национальности. Лирический герой Малатова предельно эгоистичен, циничен, интеллектуален, бисексуален, свободен от предрассудков и имеет, что сказать urbi et orbi. Впрочем, сам Алмат предупреждает читателей своего блога о том, что "отождествлять автора и персонажа есть признак низкой читательской культуры". Об этом и многом другом - в нижеприведенном интервью с молодым и как минимум любопытным писателем.

 

Алмат Малатов на сегодняшний день является одним из самых раскрученных литературных брендов русскоязычного интернета. Сетевая известность принесла ему и массу печатных публикаций. Сначала вышел сборник рассказов "Двоичный код", затем издательством АСТ был издан роман "Кризис полудня", было несколько публикаций в сборниках. Алмат, согласно собственному определению, лицо постсоветской национальности. Лирический герой Малатова предельно эгоистичен, циничен, интеллектуален, бисексуален, свободен от предрассудков и имеет, что сказать urbi et orbi. Впрочем, сам Алмат предупреждает читателей своего блога о том, что "отождествлять автора и персонажа есть признак низкой читательской культуры". Об этом и многом другом - в нижеприведенном интервью с молодым и как минимум любопытным писателем.

 

- Алмат, расскажи коротко о себе и о том, как блоггер immoralist стал одним из самых раскрученных писателей русскоязычного ЖЖ.

Если коротко - родился в Молдавии, вырос в Прибалтике, провел юность в Питере, потом перебрался в Москву. Закончил медицинский институт, сменил много профессий: работал санитаром, фельдшером, моделью, поваром, врачом, менеджером по персоналу, коммерческим директором. Сейчас зарабатываю на текстовом поле - тем, что пишу, и тем, что редактирую.

В Интернете, где практически отсутствует социальная сила трения, четко работает принцип "интересный продукт пробьется сам". Поэтому особых усилий я не прикладывал, да они и ни к чему.  Если то, что ты пишешь, конгруэнтно значительной части аудитории, то ты будешь неизбежно  востребован.


- Кстати, а что ты имел в виду, говоря, что ты "перерос" свой никнейм?

Никнейм выбирался 10 лет назад, и совершенно спонтанно - последней прочитанной книгой на тот момент был "Имморалист" Андре Жида. В 22 года броское и эпатажное слово кажется удачным, в 32 понимаешь, что эпатаж - это шелуха, и стоит сосредоточиться на качестве текста. Да и если я скажу, что я - абсолютно внеморальный человек, я слукавлю, а жизнь научила быть честным с самим собой. После тридцати я должен с прискорбием констатировать, что имею собственные моральные установки, и довольно жесткие.

Но никнейм плотно ко мне прирос, стал "брендом", и в Интернете от него деваться уже некуда. Впрочем, Интернет, как поле игры, мне больше не интересен - я вышел в оффлайновые авторы, и мои цели и задачи лежат теперь там.

- В тебе течет казахская кровь, в следствие чего и инициалы у тебя не особо славянские. Какие ассоциации первыми возникают при слове Казахстан? Был ли ты там, собираешься ли посетить в будущем?

Во мне еще текут и еврейская, и кельтская крови, жил я в городах с разным этническим  бэкграундом, поэтому какой-либо национальной самоидентификации у меня не возникло. Я - лицо постсоветской национальности. К сожалению, я не знал своего деда, от которого мне и достались казахские крови - он умер задолго до моего рождения, да и в Казахстане ни разу не был. Первая ассоциация - Байконур, там часто бывала моя мать, она всю жизнь работала на космос.

- Известно, что сейчас ты работаешь над романом под названием "Глотка". О чем книга?

Об арт-среде 90-х- 00-х годов. Так сложилось, что моя юность прошла именно в этой среде, и она мне близка и понятна. К тому же художники успели сами наворотить столько всего забавного, что особо и придумывать ничего не надо.

- Недавно я брал интервью у юзера frumich (Сергей Узун), который вообще не считает себя писателем, скромно именуя себя сетератором. Есть ли разница между
понятиями сетератор и писатель? Если есть, то существенна ли она? И вообще, уместно ли делить литературу на сетевую и не сетевую?


Думаю, классифицировать литературу по месту ее публикации бессмысленно. Логика подсказывает, что художественные параметры текста не меняются в зависимости от того, где этот текст опубликован - в толстом журнале, или в сети.  

Сетературу я понимаю, как феномен проникновения литературного процесса в Интернет, а не как набор критериев. То, что может быть без потерь перенесено в книжный формат - литература. То, что не может - увы. Как поле экспериментальных форм сетература себя не оправдала - все, что представляет какой-то интерес, становится в итоге традиционной книгой.

- Как-то ты отметил, что равнодушен к сравнениям с Миллером и Буковски, считая, что это не более, чем показатель твоей вписанности в литературный контекст. Насколько важно быть вписанным (или не быть вписанным) в таковой? И вписывался ли, по-твоему, в аналогичный контекст, скажем, Веничка Ерофеев?

Любой автор вписан в литературный контекст, поскольку он этот контекст формирует. Не могу сказать, что изначальная вписанность в контекст важна- это просто один из путей входа в литературу.

- Назови три лучших русских романа двадцатого века?

Не верю в объективные критерии "лучше-хуже" в литературе, а субъективных не люблю.

- Писал бы Алмат Малатов, не стой на дворе 21 век и не существуй вокруг блогов?


Еще как. Делал бы карьеру в СП, либо карьеру литературного диссидента
- это было одинаково эффективно.

- Постсоветское поколение выросло под лозунгом "никто никому ничего не должен". В то же время Достоевский считал, что "все мы друг другу что-нибудь должны". Какой принцип ближе Алмату Малатову?


- Все-таки - никто и никому. Достоевщина хороша лишь в книгах.


- Не кажется ли тебе, что институции навроде толстых журналов, не говоря уже о профсоюзах типа СП, уже стали неким атавизмом ушедшей эпохи? В том смысле, что нынешнему неофиту не обязательно иметь корпус публикаций в "новых мирах" и "дружбах народов" для того, чтобы обрести приличную армию читателей.

Конечно, стали. Аудитория толстых журналов упала на порядки, они больше не диктуют литературных вкусов, скорее, отражают внутреннюю жизнь литературной тусовки. Много ты видел в метро юных дев с "Новым миром" в руках?

- Как ты относишься к шумихе вокруг гей-парада?

Год назад я писал текст на эту тему, и с тех пор не могу добавить ничего нового. Я не вижу принципиальной разницы между велозабегом, гей-парадом, или сидячей забастовкой профессиональных Микки-маусов. Все, что меня интересует в подобных мероприятиях - это часы, в которые будет перекрыто движение. Фестивали же гей-культуры мне и вовсе безразличны: по моему глубокому убеждению, единственный путь к толерантности лежит через интеграцию в общество стигматизированных социальных групп. То есть, именно в снятии стигмы, в размывании границы между большим социумом и загнанной в угол субкультурой. Но если неким организациям охота провести фестиваль лесбийской песни, гей-балета, или бисексуальной керамики - пусть себе проводят. Мне что балет, что керамика интересны примерно так же, как и Микки-маусы. То есть никак.

 

Беседовал Ербол Жумагулов

 

Фото: Серж Головач, Кира Булычева 

Рейтинг: 0 (0 голосов).

Комментарии / Написать новый

08.06.2007 Жу

Рассказ Алмата можно прочесть по ссылке [url=http://contemporary_art.presscom.org/3946.html]здесь[/url]

Ответить
08.06.2007 shaherezada

Прекрасное интервью!

Но почему в этом "другом ЖЖ" надо исполнять столько обрядов, прежде чем оставить коммент?

Ответить
09.06.2007 Жу

shaherezada:

Прекрасное интервью!

Но почему в этом "другом ЖЖ" надо исполнять столько обрядов, прежде чем оставить коммент?

Постоянные глюки, не знаю, отчего. Вы не первая...

Самому обидно...

Ответить

Интересно, надо бы перейти по ссылке и почитать рассказ.

Ответить

Любопытный персонаж... ушел по ссылке

Ответить

Умный, однако. Трезво мыслит. И рассказы хорошие пишет.

Ответить
06.07.2007 Достоевский

Смешно читать обсуждение казахского комика про Достоевского. Уморил, писака временщик)

Ответить